ЕГЭ Обществознание 2018 Теория по теме «Человек и общество» — о науке
Поговорим о науке? Как думаете, правильно вы понимаете это понятие? Сейчас проверим!
Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки.
Наука – это форма (область) культуры, направленная на выработку системы объективных знаний о мире, закономерностях развития природы, общества и мышления.
Трактовки термина «наука» и ее роль в жизни человека:
- особая система знаний и способы добывания таких знаний
- творческая деятельность, направленная на получение, обоснование и систематизацию новых знаний
- часть духовной культуры общества
- важнейший социальный институт
Научное познание – это особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и теоретически обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
ОСОБЕННОСТИ НАУКИ И НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
- цель науки – исследование объективных законов, закономерностей, действующих в природе и обществе;
- объективность (независимость знания от качеств познающего субъекта);
- проверяемость и воспроизводимость знаний (уникальный результат, который не может быть проверен другими исследователями, не включается в научное знание);
- рациональность (эмпирические данные приобретают научный характер только при их включении в систему теоретических положений, выводов);
- системность (элементы научного знания взаимосвязаны; понятия, теоретические положения, гипотезы, аргументы, выводы и т.п. составляют научную теорию, а эмпирические данные служат основой или обоснованием теоретических положений);
- доказательность (любое теоретическое положение, гипотеза должны быть обоснованы);
- наличие специального «языка науки», развитость понятийного аппарата, высокая степень обобщения и абстрактности научных категорий;
- использование специальных способов и инструментов познавательной деятельности.
ФУНКЦИИ НАУКИ | |
Познавательно- прогностическая | Вооружение людей новыми объективными знаниями о природе,
обществе, человеке, а также возможность прогнозирования развития различных явлений, оценивать риски. |
Культурно- мировоззренческая | Систематизирование знаний и представление их в определенных картинах мира |
Социально- производственная | Использование научных знаний и методов при решении различных общественных проблем, научно-технический прогресс. |
ЭМПИРИЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ | |
Непосредственная направленность на выявление конкретных свойств определенных объектов познания. | |
Формы знания | Научный факт, эмпирическая закономерность. |
Методы познания | Наблюдение, эксперимент, измерение, описание, систематизация, классификация и др. |
Наблюдение:
- целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира;
- отсутствие преобладающего воздействия субъекта на объект исследования;
- возможность использования приборов и инструментов в целях компенсации естественной ограниченности человеческих органов чувств.
Эксперимент:
- активное воздействие на объект при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении;
- наличие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования;
- создание необходимых условий, включая устранение всех мешающих факторов; измерения с применением соответствующих технических устройств.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ | |
Направлено на выявление общих признаков, тенденций, закономерностей, законов. | |
Формы знания | Проблема, закономерность, закон, гипотеза, концепция, теория и др. |
Методы познания | Выдвижение гипотез, теоретическое обоснование выводов, формулирование законов, закономерностей, концепций и др., общефилософские методы (диалектика и др.), общенаучные методы (анализ, синтез и др.), методы конкретных наук. |
ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ | ||
Научный факт | Отражение объективного факта в сознании, т.е. описание посредством определенной системы знаков, символов. | Эмпирический уровень |
Эмпирический закон | Объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами. | |
Проблема | Осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа. | Теоретический уровень |
Гипотеза | Научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого имеет вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании | |
Теория | Наиболее развитая форма научного познания, представляющая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. |
ВИДЫ НАУК
- Социально-гуманитарные (история, социология, экономика, политология, юриспруденция, культурология, этика, эстетика, философия и т.д.)
- Науки о познании и мышлении (логика и др.)
- Точные и технические (математика, информатика, космонавтика, машиностроение, биотехнология и др.)
- Естественные (физика, химия, биология, физическая география, астрономия, геология, медицина и др.)
Границы между отдельными науками и областями научного знания весьма условны и подвижны.
Понятие «гуманитарные науки» часто используют как синоним понятия «социальные науки», однако эти две отрасли знания обращаются к разным сторонам жизни человека:
- социальные науки носят преимущественно прикладной характер, изучают поведение людей в разных сферах общественной жизни;
- гуманитарные науки носят фундаментальный характер и изучают культуру и духовный мир личности и общества.
Фундаментальные науки выясняют основные законы и принципы организации реального мира. У них нет прямой ориентации на практическое применение полученных знаний.
Результаты прикладных наук непосредственно применяются при решении конкретных производственных и социально-практических задач; эти науки используют законы, закономерности, установленные фундаментальными науками.
Существование ненаучного знания обусловлено многосторонностью человека, разнообразием его интересов, необходимостью изучать и обобщать опыт и явления повседневной жизни. Наука не всесильна, но именно благодаря науке человек получает объективные знания о мире.
ФОРМЫ НЕНАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ:
- Мифология (миф всегда содержит в себе яркую образную информацию о мире и человеке, воспринимаемую некритически, как истину)
- Обыденно-практическое познание (здравый смысл, житейский опыт; опираетися на жизненную практику людей)
- Паранаука («околонаука») (знание, которое не поддается объяснению с точки зрения современной науки, а иногда и здравого смысла (телекинез, экстрасенсорика и т.д.), но содержит некоторые атрибуты научного знания)
- Религиозное познание (основным элементом является вера в сверхъестественное)
- Художественно-образное познание (искусство)
- Игровое познание
Социальное познание – это процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ:
- Субъект и объект познания совпадают (общество познает себя);
- Получаемое социальное знание всегда связано с интересами субъектов познания (социальное познание всегда непосредственно связано с интересами людей, организаций);
- Социальное знание имеет ценностный характер (люди рассматривают общественные явления через призму собственных жизненных принципов);
- Сложность объекта познания (общество имеет сложную структуру и находится в постоянном развитии);
- Ограниченная возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент (общество как объект постоянного изменения, поэтому эксперименты невоспроизводимы).
Социально познание должно опираться на следующие принципы:
- анализ социальной действительности в развитии;
- изучение общественных явлений в их многообразных связях, во взаимозависимости;
- выявление общих исторических закономерностей и особенностей общественных явлений.