ЕГЭ Обществознание 2018 Теория по теме «Человек и общество» — о науке


Поговорим о науке? Как думаете, правильно вы понимаете это понятие? Сейчас проверим!

Наука

Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки.

Наука – это форма (область) культуры, направленная на выработку системы объективных знаний о мире, закономерностях развития природы, общества и мышления.

Трактовки термина «наука» и ее роль в жизни человека:

  • особая система знаний и способы добывания таких знаний
  • творческая деятельность, направленная на получение, обоснование и систематизацию новых знаний
  • часть духовной культуры общества
  • важнейший социальный институт

Научное познание – это особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и теоретически обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

ОСОБЕННОСТИ НАУКИ И НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

  • цель науки – исследование объективных законов, закономерностей, действующих в природе и обществе;
  • объективность (независимость знания от качеств познающего субъекта);
  • проверяемость и воспроизводимость знаний (уникальный результат, который не может быть проверен другими исследователями, не включается в научное знание);
  • рациональность (эмпирические данные приобретают научный характер только при их включении в систему теоретических положений, выводов);
  • системность (элементы научного знания взаимосвязаны; понятия, теоретические положения, гипотезы, аргументы, выводы и т.п. составляют научную теорию, а эмпирические данные служат основой или обоснованием теоретических положений);
  • доказательность (любое теоретическое положение, гипотеза должны быть обоснованы);
  • наличие специального «языка науки», развитость понятийного аппарата, высокая степень обобщения и абстрактности научных категорий;
  • использование специальных способов и инструментов познавательной деятельности.
ФУНКЦИИ НАУКИ
Познавательно- прогностическая Вооружение людей новыми объективными знаниями о природе,

обществе, человеке, а также возможность прогнозирования

развития различных явлений, оценивать риски.

Культурно- мировоззренческая Систематизирование знаний и представление их в определенных картинах мира
Социально- производственная Использование научных знаний и методов при решении различных общественных проблем, научно-технический прогресс.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
Непосредственная направленность на выявление конкретных свойств определенных объектов познания.
Формы знания Научный факт, эмпирическая закономерность.
Методы познания Наблюдение, эксперимент, измерение, описание, систематизация, классификация и др.

Наблюдение:

  • целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира;
  • отсутствие преобладающего воздействия субъекта на объект исследования;
  • возможность использования приборов и инструментов в целях компенсации естественной ограниченности человеческих органов чувств.

Эксперимент:

  • активное воздействие на объект при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении;
  • наличие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования;
  • создание необходимых условий, включая устранение всех мешающих факторов; измерения с применением соответствующих технических устройств.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
Направлено на выявление общих признаков, тенденций, закономерностей, законов.
Формы знания Проблема, закономерность, закон, гипотеза, концепция, теория и др.
Методы познания Выдвижение гипотез, теоретическое обоснование выводов, формулирование законов, закономерностей, концепций и др., общефилософские методы (диалектика и др.), общенаучные методы (анализ, синтез и др.), методы конкретных наук.
ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Научный факт Отражение объективного факта в сознании, т.е. описание посредством определенной системы знаков, символов. Эмпирический уровень
Эмпирический закон Объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
Проблема Осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа. Теоретический уровень
Гипотеза Научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого имеет вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании
Теория Наиболее развитая форма научного познания, представляющая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

ВИДЫ НАУК

  1. Социально-гуманитарные (история, социология, экономика, политология, юриспруденция, культурология, этика, эстетика, философия и т.д.)
  2. Науки о познании и мышлении (логика и др.)
  3. Точные и технические (математика, информатика, космонавтика, машиностроение, биотехнология и др.)
  4. Естественные (физика, химия, биология, физическая география, астрономия, геология, медицина и др.)

Границы между отдельными науками и областями научного знания весьма условны и подвижны.

Понятие «гуманитарные науки» часто используют как синоним понятия «социальные науки», однако эти две отрасли знания обращаются к разным сторонам жизни человека:

  • социальные науки носят преимущественно прикладной характер, изучают поведение людей в разных сферах общественной жизни;
  • гуманитарные науки носят фундаментальный характер и изучают культуру и духовный мир личности и общества.

Фундаментальные науки выясняют основные законы и принципы организации реального мира. У них нет прямой ориентации на практическое применение полученных знаний.

Результаты прикладных наук непосредственно применяются при решении конкретных производственных и социально-практических задач; эти науки используют законы, закономерности, установленные фундаментальными науками.

Существование ненаучного знания обусловлено многосторонностью человека, разнообразием его интересов, необходимостью изучать и обобщать опыт и явления повседневной жизни. Наука не всесильна, но именно благодаря науке человек получает объективные знания о мире.

ФОРМЫ НЕНАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ:

  • Мифология (миф всегда содержит в себе яркую образную информацию о мире и человеке, воспринимаемую некритически, как истину)
  • Обыденно-практическое познание (здравый смысл, житейский опыт; опираетися на жизненную практику людей)
  • Паранаука («околонаука») (знание, которое не поддается объяснению с точки зрения современной науки, а иногда и здравого смысла (телекинез, экстрасенсорика и т.д.), но содержит некоторые атрибуты научного знания)
  • Религиозное познание (основным элементом является вера в сверхъестественное)
  • Художественно-образное познание (искусство)
  • Игровое познание

Социальное познание – это процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ:

  • Субъект и объект познания совпадают (общество познает себя);
  • Получаемое социальное знание всегда связано с интересами субъектов познания (социальное познание всегда непосредственно связано с интересами людей, организаций);
  • Социальное знание имеет ценностный характер (люди рассматривают общественные явления через призму собственных жизненных принципов);
  • Сложность объекта познания (общество имеет сложную структуру и находится в постоянном развитии);
  • Ограниченная возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент (общество как объект постоянного изменения, поэтому эксперименты невоспроизводимы).

Социально познание должно опираться на следующие принципы:

  • анализ социальной действительности в развитии;
  • изучение общественных явлений в их многообразных связях, во взаимозависимости;
  • выявление общих исторических закономерностей и особенностей общественных явлений.