ЕГЭ Обществознание 2018 Теория по теме «Человек и общество»
Начать, пожалуй, следует с культуры. Вы уверены, что правильно понимаете данное понятие и знаете все аспекты темы? Сейчас проверим!
Культура – это совокупность внебиологических средств и механизмов деятельности, посредством который человек осваивает окружающий мир и осуществляет регуляцию общественной жизни.
Существует множество определений культуры, приведем еще несколько:
совокупность искусственных объектов, созданных человеком в процессе освоения и преобразования природы;
совокупность достижений человечества в социально-экономической, политической и духовной жизни;
уровень, степень развития какой-либо отрасли знания или деятельности (например, культура труда, культура потребления, правовая культура);
характеристика отдельных исторических эпох, этносов или наций;
уровень, степень развития человека как члена общества.
Культура любой исторической эпохи неоднородна, как неоднородно по своему составу создающее ее общество.
В более узком смысле принято говорить о материальной и духовной культуре:
к материальной культуре относится многообразие создаваемых человеком предметов: техника, технологии, материальные ценности и т.д.
к духовной культуре относится то, что было создано в результате духовной деятельности человека: наука, искусство, философия, мораль и т.д.
деление культуры на материальную и духовную условно
Духовная культура – это совокупный духовный опыт человечества, включающий познавательную и духовную деятельность и ее результаты.
Духовная жизнь – это сфера деятельности человека и общества, связанная с производством, охранением, распространением и потреблением духовной культуры.
Духовные ценности – это идеальные представления об истине, справедливости, добре, человечности, красоте и миропорядке в целом.
«вечные» ценности культуры служат ориентиром для человека и человечества;
система духовных ценностей составляет ядро любой культуры любого общества.
Духовный мир – сложная система отношений человека к окружающему миру, внутренних оценок, интересов, склонностей, предпочтений и др.
- Духовный мир человека связан с духовной жизнью общества, принадлежностью человека к определенным социальным общностям, группам с их субкультурами.
- Совокупность представлений людей об общественных явлениях и процессах называют общественным сознанием.
Уровни общественного сознания:
ИДЕОЛОГИЯ: система теоретических взглядов, отражающих степень познания обществом (социальной общностью, социальной группой) мира в целом и отдельных его сторон, явлений, процессов, а также основные цели общественного развития;
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ: совокупность чувств, настроений, традиций, побуждений и т.п., характерных для данного общества в целом и для отдельных социальных общностей, групп.
Функции культуры | |
Познавательная | Целостное представление о народе, стране, эпохе. |
Оценочная | Отбор ценностей, обогащение традиций. |
Регулятивная (нормативная) | Система норм и требований общества ко всем его членам во всех областях жизни и деятельности. |
Информативная | Обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений. |
Коммуникативная | Способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности. |
Социализация | Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремлению к самосовершенствованию. |
Субкультура – это часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих определенной социальной группе.
Господствующая культура определяет магистральное направление развития, а субкультуры отражают своеобразие образа жизни, символов и ценностей, мировосприятия, стандартов поведения конкретных социальных групп.
Контркультура – это специфический вид субкультуры, отрицающий ценности доминирующей (преобладающей) культуры.
1. Народная культура – культура, создаваемая народом и отражающая национальный характер.
- народная культура создается коллективной деятельностью народа;
- отражает его жизнь, традиции, мировосприятие, ценности, наиболее важные события истории;
- произведения народной культуры, как правило, анонимны и нередко передаются устно из поколения в поколение;
- народная культура не сводится только к фольклору (к ней относят и анекдоты, и различные профессиональные субкультуры, субкультуры различных возрастных групп);
- носит некоммерческий характер;
- по сложности соответствует общему уровню развития общества;
- имеет широкую аудиторию;
- примеры: мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы, прикладное искусство, анекдоты и т.д.
2. Элитарная культура – культура, рассчитанная на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений.
- коммерческая выгода не является целью элитарного искусства: создатели, прежде всего, стремятся к самовыражению и воплощению своих идей;
- элитарная культура опережает свое время и может стать источником идей, приемов и образов для массовой культуры;
- создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами;
- элитарная культура нередко противопоставляется массовой культуре;
- круг потребителей – высокообразованная часть общества;
- примеры: классическая музыка и литература, живопись П. Пикассо, фильмы Тарковского и т.д.
3. Массовая культура – коммерческая форма производства и распространения стандартизированных культурных ценностей, рассчитанная на большую аудиторию.
- характерные черты: общедоступность, занимательность, серийность, тиражируемость, пассивность восприятия, коммерческий характер.
- появилась в индустриальном обществе;
- связана с развитием массового производства, технических средств коммуникации;
- отражает насущные духовные потребности широких масс;
- произведения являются стандартизированными объектами массового потребления;
- оказывает серьезное влияние на формирование общественного и индивидуального сознания;
- направлена на развлечение и отвлечение человека от повседневных проблем;
- помогает преодолеть стрессовые ситуации, решать некоторые психологические проблемы современного человека;
- примеры: телешоу, телесериалы, популярная музыка, женские романы, бестселлеры и т.д.
Некоторые ученые дополнительно выделяют экранную культуру – культуру, формирующуюся на этапе перехода к постиндустриальному обществу и связанную с информационными технологиями и виртуальным миром.
Диалог культур – это взаимодействие, взаимопроникновение различных культурных образований в рамках крупных культурных зон, а также общение, духовное сближение огромных культурных регионов, сформировавших на заре истории человечества неповторимый комплекс специфических черт.
Теперь вы смело можете утверждать, что знаете все, касаемо культуры для сдачи экзамена. Успехов!