Темы сочинений 8 разных видов

Почему тему сочинения раскрыть порой не получается? Всё начинается с того, что не все из вас привыкли сразу понимать тему — да и не все умеют ее понимать. Сейчас научимся.

Мысль, что нужно понимать каждое слово темы, не нова и не всегда работает. Поэтому обращаю ваше внимание на то, что зачастую в формулировках встречаются (или подразумеваются) термины разных наук. Литературоведческие, например. Или философские, или психологические… Очень важно, какие именно! Если вы разовьете мысль работы в том направлении, которое предполагает наука, породившая термин, это поможет различить похожие темы. И — действительно справиться с работой.

Итак, совершенно точно уясните себе значения всех ключевых слов в формулировке темы. Если для этого потребуется прочесть соответствующие статьи в словаре, то придется прочесть. Нет словаря — думайте сами.

Предлагаю классификацию тем сочинений. Да и в школе всякий раз определяйте, к какой из нижеприведенных разновидностей принадлежит тема, прежде чем начинать писать.

Литературоведческие темы

Тема узнается по литературоведческому термину: поэтика, композиция, мотив, мастерство, конфликт, комическое, второстепенные персонажи, парные персонажи, внутренний монолог, сатира… (с терминами образ, реализм, проблематика и некоторыми другими дело обстоит посложнее.) Выбирая такую тему, к моменту написания сочинения вы должны уметь ими оперировать относительно свободно. Литературоведческое сочинение предполагает анализ произведения с точки зрения того, каким был замысел автора и как (с помощью каких художественных средств, приемов, героев, сюжетных ходов) он воплощен в произведении.

Тема 1. Образ автора в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Образ автора — литературоведческий термин. Расскажите, каким предстает перед читателем автор романа: над чем смеется, что любит, что осуждает, какие и в связи с чем высказывает чувства и мысли. Образ этот приходится собирать из мельчайших деталей и черточек, разбросанных по всему произведению. Сложная тема, требует идеального знания текста.

Ученица на уроке русского языка

Тема 2. Пушкин и Онегин (по роману «Евгений Онегин»). Чтобы раскрыть тему полно, слово «Пушкин» поймем двояко: Пушкин — герой романа и автор романа. Речь пойдет о взаимоотношениях Пушкина и Онегина («доброго его приятеля»), а также об отношении автора к своему герою, которое он нередко высказывает прямо (в начале романа, после дуэли с Ленским — и далее). Онегин автору близок и симпатичен (нужно объяснить — чем), и в то же время Пушкин своего героя порой осуждает и высмеивает. Тема требует хорошего знания романа.

Тема 3. «Я так люблю Татьяну милую мою» (образ Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»). Главное — не забывать, что тема литературоведческая: свяжите образ героя (то, как именно он дан автором) с замыслом произведения. И не просто расскажите о Татьяне, а объясните, за что же ее так любит автор.

Тема 4. Роль лирических отступлений в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Лирических отступлений в романе огромное количество: о женских ножках, о молодости и старости, о дружбе, о театре — о чем хотите. Как это соединить? Всё дело в одном слове — «роль». Объясните, для чего они нужны автору. Благодаря им, Пушкин получил возможность высказывать свои самые разные мысли и чувства, часто почти без связи с основным действием романа. Ведь поэтам такое свойственно. А доказать мысль сочинения можно 2-3 примерами.

Тема 5. «Двойники» Родиона Раскольникова и замысел романа «Преступление и наказание». Двойники — литературоведческий термин. О них написано во многих учебниках и литературоведческих книгах, и статьях. Более того, без чтения хотя бы одной подобной статьи (или параграфа из учебника) такой темы не раскроешь. А речь идет о Свидригайлове, о студенте из трактира (вслух высказывающем ту самую теорию «полезного убийства»), о Порфирии, о Миколке, который «пострадать хотел». Эти герои требуются автору для того, чтобы одну из сторон личности Раскольникова выпятить, довести до логического конца (безверие и цинизм — у Свидригайлова; рассудочность — у Порфирия) или даже до абсурда — и показать их самому же Раскольникову как зеркало, в котором в преувеличенном виде отражаются некоторые стороны его собственной личности. Попытайтесь объяснить, для чего же это было нужно Достоевскому.

С литературоведческой точки зрения, тема интересная. Но если такого рода интересов у вас нет, то за нее лучше не браться, не обманывать себя.

Тема 6. Автобиографические герои романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Речь о Пьере Безухове и Андрее Болконском. Чем каждый из них похож на автора? Оба находятся в постоянном поиске смысла жизни; Пьер, кроме того, склонен к философским размышлениям, а князь Андрей — патриот. Характеризуйте их — с примерами из текста — именно и только с этой стороны. Чтобы справиться с такой темой, надо хорошо знать все основные события в жизни этих героев и биографию Толстого.

Тема 7. Тушин и Тимохин — любимые герои Толстого в романе «Война и мир». Тут надо только объяснить, почему они — любимые герои Толстого. Они преданы своему делу и не думают только о себе — докажите, что они именно такие, примерами из текста. Объясните, из чего видно, что это действительно любимые герои автора, в чем проявляется его симпатия к ним.

Психологические темы

Это темы для тех, кто знает людей или, по крайней мере, внимателен к поведению героев книг; кто понимает чувства и внутренний мир персонажей, поступки и мотивы этих поступков; кто интересуется душой человека.

Ученики изучают экзаменационное заданиеТема 8. Психологические открытия Ф. М. Достоевского в романе «Преступление и наказание». Только открытия! Например, что в душе одного и того же человека могут уживаться противоположные мысли, чувства и стремления (как если бы у него было две души, а не одна). Таков Раскольников (помните, как он сначала рьяно защищал девочку на бульваре, а потом сам себе удивился: «Да из чего я хлопочу? Мне-то какое дело?»). Такой и Свидригайлов. И даже Дунечка. А вот Разумихин, Порфирий, Лужин — цельные натуры: у каждого из них только по одной душе… Чтобы хорошо написать эту работу, нужно самостоятельно обнаружить в романе эти «психологические открытия» — открыть их у Достоевского.

Тема 9. Нравственный облик Лужина и Свидригайлова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Не сравнивайте Лужина со Свидригайловым: в нравственном (вернее, безнравственном) отношении эти герои очень похожи. Говорите о нравственном облике вместе Лужина и Свидригайлова: это фактически один и тот же нравственный облик. Не забудьте о примерах из текста. Тоже простая тема.

Тема 10. Л. Н. Толстой — о внутренней красоте человека (по роману «Война и мир»). Очень неконкретная формулировка. Ведь внутренняя красота человека — это и чувство собственного достоинства (которое проявляет Пьер в сцене дуэли с Долоховым), и смелость (князь Андрей, Пьер, тот же Долохов, Денисов), и искренность (Наташа, Николай, Денисов), и глубина и тонкость чувств (княжна Марья), и постоянная душевная неуспокоенность (Пьер, Андрей), и великодушие и щедрость (Ростовы), и чувство долга (князь Андрей, Тушин, Тимохин, Кутузов), и любовь к родине… Единственный путь — что-то выбрать, достаточно произвольно, и об этом писать. Но тема несложная.

Социологические темы

Социологический разворот темы — такой, когда речь заходит об особенностях общества, в котором живут герои и происходят события произведения.

Тема 11. Воспитание дворянина первой половины ХIХ в. в изображении А. С. Пушкина (по роману «Евгений Онегин»). Здесь можно писать, главным образом, о воспитании Онегина. Автор говорит об этом очень подробно. Стоит также вспомнить и Ленского, и даже Татьяну с Ольгой. Это социологическая тема: через воспитание выявляются особенности общества — вспомните, что Онегина ни к какой серьезной деятельности не готовили — и т. п. Предполагается сравнение того воспитания с нынешним.

Тема 12. «Татьяна — русская душою…» (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»). Пишите тут только о том, что дало право поэту так сказать о своей героине (которая читала и говорила только по-французски): назовите ее поступки, чувства, качества характера, которые так позволяют о ней сказать.

Тема 13. Социальная проблематика романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Слово проблематика говорит о том, что писать нужно только о тех проблемах, которые существуют в обществе, описанном Достоевским. Несложная тема. Знать текст нужно в общих чертах. Основную часть стройте просто: называйте социальную проблему (например, резкое расслоение на очень богатых и очень бедных; рост экстремистских настроений, особенно среди молодежи; расшатанность нравственных норм) и затем иллюстрируйте ее примерами из текста.

Философские темы

Философское сочинение рассматривает — в связи с содержанием произведения — вечные вопросы: о добре и зле, смерти и бессмертии, вере и безверии и т. п.

Ученица за партой ждет окончания урокаТема 14. Идеологический роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». В центре такого романа — столкновение идей: например, идеи Раскольникова о допустимости «крови по совести» (т.е. убийства ни в чем не повинных людей ради того, чтобы переделать общество, достичь каких-то «великих» целей) и противоположной — евангельской — идеи Сонечки Мармеладовой. Идеи, мнения, мысли здесь играют решающую роль. Герои постоянно спорят друг с другом: Разумихин с Раскольниковым, с Лужиным; Родион с Дунечкой, со Свидригайловым, с Соней — и пр. Об этих спорах, об этом столкновении идей здесь и нужно писать. Требуется хорошее знание текста (кто что и где говорит) и хорошее понимание всех этих многочисленных и разноречивых идей. Нужно объяснить, почему они волновали Достоевского, как это связано с ситуацией в тогдашнем российском обществе.

Тема 15. Ф. М. Достоевский о свободе и ответственности человека (по роману «Преступление и наказание»). Свобода… Если я свободен, у меня есть возможность что-то (видимо, то, что я хочу, что считаю нужным) делать, а если несвободен, нет. А ответственность — явно от слова «ответ». Приходится «ответ держать», если что-то сделал «не так».

Внешняя свобода — это когда можно поехать куда хочешь, вести себя как хочешь: никто не сделает замечания. А внутренняя свобода присуща человеку, который умеет пересматривать свои взгляды и поступки, способен меняться, вести себя нестандартно, творчески. Внешняя ответственность: сделал то, что нельзя делать, — тебя за это наказывают. А внутренняя — если человек, совершив некрасивый поступок или просто ошибку, чувствует себя плохо, испытывает угрызения совести. Видимо, так.

В формулировке сказано «Достоевский о свободе и ответственности…», то есть о том и о другом вместе. Найдите, в каких словах, образах, каких поступках каких героев он выразил эти мысли в романе. Придется рассуждать об очень непростых проблемах (например, о том, как связаны свобода и ответственность; какая ответственность серьезнее — внешняя или внутренняя, или к чему приводит «безответственная свобода»).

Сравнительные темы

Здесь сравниваем одного героя с другим, одного писателя с другим, два произведения между собой — и пр. Как правило, речь идет о противоположностях. Такие темы бывают социологическими, философскими и др.

Девушка готовится к экзаменуТема 16. Вера и атеизм: Сонечка Мармеладова и Родион Раскольников. Сравним Сонечку как верующую в Бога с Раскольниковым как неверующим (атеистом). Что такое вера и атеизм? Вера в Бога предполагает уверенность не только в существовании Бога, но и в том, что Бог чего-то хочет от человека — какого-то поведения, следования определенным заповедям, т. е. правилам и законам, которые записаны в Священном Писании. А «атеизм» — это не только уверенность, что никакого Бога нет, но и неизбежно из этого вытекающая относительность нравственности: предписанных свыше обязательных для соблюдения правил и законов нет, Священные Книги — это просто обычные книги для чтения, все правила и законы придумывают люди, нет ничего несомненного — поэтому любые законы иногда можно нарушать. Достоевский очень удачно сформулировал это фразой «Если Бога нет, то всё дозволено».Затем нужно объяснить, в чем (образе жизни, словах, идеях, поступках) проявляется вера Сони и атеизм Раскольникова. К чему приводит вера Сони: и для нее самой, и для окружающих, и для самого Раскольникова. К чему приводит атеизм Родиона Романыча. Почему так — почему такие следствия веры и атеизма показаны в романе? Это ведь связано с убеждениями автора. Здесь нужно знать только самое основное о Соне и Родионе. Но умейте хорошо связать абстрактное с конкретным (содержание абстрактных понятий «вера» и «атеизм» с конкретными словами и поступками героев романа) и рассуждать.

Тема 17. Деловые люди Лужин и Разумихин в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Лужин и Разумихин — совершенно разные деловые люди. Вот и нужно объяснить, что означает слово «деловой» в применении к Лужину, а что — к Разумихину. Больше ни о каких других качествах и поступках этих героев здесь говорить не следует. Раскрытие этой темы требует некоторой психологической тонкости и умения рассуждать.

Исторические темы

Рассматриваются исторические процессы, отраженные в произведении или повлиявшие на него.

Тема 18. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и история России. Здесь нужно объяснить, какие исторические причины породили проблемы, которые ставятся в романе. Эти причины — рост «революционных» настроений в обществе; упадок религиозности и нравственности, вызванный популярностью позитивизма и материализма; «первоначальное накопление капиталов».

Можно понять эту тему и оригинальней: имеется в виду не «предшествующая» роману, но «последующая» история России, а Достоевский выступает как предсказатель. При такой формулировке, какая есть у нас, можно писать и о том, что предшествовало, и о том, что последовало. Однако первое — объективная тема, а второе – субъективная!

Субъективные темы

Здесь от пишущего требуется совсем другое. Придется писать о своих чувствах и мыслях или о своем отношении к герою или произведению. И для начала нужно, чтобы они были. Поскольку тема «Мой любимый герой» какого-то произведения очень стандартная, то сообщаем сразу: недостаточно продемонстрировать, что вы много знаете о герое, — надо еще максимально убедительно объяснить, почему он ваш любимый герой. Более того, вся работа должна быть написана так, чтобы чувствовалось: вы говорите о любимом герое! А это совсем не просто. На таких темах часто срезаются: берут того героя, о котором просто больше знают, и пишут о нем.

Ученики пишут сочинениеБывают и казусы: например, один мой ученик написал сочинение на эту тему о… подлеце Лужине! Это его любимый герой! Он подлецов обожает, оказывается! А объяснялось всё просто: он нашел в Интернете работу о Лужине — и решил ничтоже сумняшеся писать об этом персонаже.

Тема 19. Мое отношение к Родиону Раскольникову. Будьте конкретны. Одобряете — что именно? Сочувствуете — чему? Отношение менялось по ходу чтения романа — как и почему?

Тема 20. Что я думаю о теории Родиона Раскольникова? Рецензируйте «теорию Раскольникова». Разберите ее по косточкам, расскажите, как она у Раскольникова появилась и как вы к ней относитесь. После чего объясните, почему именно так. Здесь стоит высказывать только интересные, оригинальные мысли. Например, один из моих учеников счел теорию Раскольникова верной: люди всё равно наказывают и убивают друг друга, только чаще всего плохие люди убивают хороших, а нужно сделать так, чтобы было наоборот — и тогда только и станет возможен прогресс. Да, он просто не понял Достоевского. Но это субъективная тема! И здесь ценятся именно самостоятельность, искренность и оригинальность — а они в этом сочинении присутствовали. Причем было очевидно, что он действительно так думает, а не просто оригинальничает. И даже аргументы интересные привел.

Другая моя ученица написала, что теория Раскольникова ей интересна так, как психиатру могут быть интересны болезненные фантазии сумасшедшего: интересно, до чего может додуматься умный и даже во многих отношениях хороший человек! Тоже оригинальное высказывание.

А если ничего такого любопытного у вас за душой нет, то и браться за такую тему не стоит.

Тема 21. Мои любимые страницы романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Тема трудная, хотя и кажется легкой. Понадобится очень хорошее знание некоторых сцен романа. Напишите о них так, чтобы читатель-учитель поверил, что это действительно ваши любимые страницы. Тема — только для тех, кто по-настоящему любит художественную литературу.

Смешанные темы

Смешаны могут быть два или даже три типа тем.

Тема 22. Проблематика романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Стержень романа — нравственная проблема (допустимо ли преступление нравственных заповедей). Есть и социальная, и психологическая, и философская проблематика. Очень хорошего знания текста тут тоже не требуется, а глубокое понимание нужно, потому что психологические и философские проблемы — это не очень просто. Требуется объяснить, в чем они состоят, в какой-то мере владеть терминологией. Понадобится развитое абстрактное мышление. Не помешает прочесть хорошую статью о проблематике романа Достоевского.

Документы об окончании средней школыТема 23. Униженные и оскорбленные в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Униженные и оскорбленные — характеристика образов романа. Рассуждаем: кто они? Наверное, это все Мармеладовы («глава семейства», Катерина Ивановна, Соня, младшие дети); это девочка на бульваре, которую встречает Раскольников; это Лизавета; это, пожалуй, даже и сам Раскольников, и его мать, и сестра. (А вот Разумихин зимой никогда не топил у себя в комнате, но говорил, что так даже лучше. Как бы он ни бедствовал материально, к униженным и оскорбленным не относится, потому что тяжелые условия жизни его нисколько не унижают и не оскорбляют, не затрагивают его души, не мешают оставаться бодрым и жизнерадостным.) Нужно рассказать обо всех этих героях — и именно в таком плане: объяснить, почему они «униженные и оскорбленные». Но роман Достоевского — художественное произведение: не в том здесь только дело, что автор просто показывает, как плохо жилось определенным слоям населения тогдашней России. Все образы «униженных и оскорбленных» тесно связаны с замыслом романа, играют в его воплощении определенную роль. Как — с помощью этих героев — автор воплощает свой замысел?

Слово замысел имеет один корень со словом мысль. Почти всегда замысел может быть понят как какая-то одна мысль. В данном случае такая: как бы человеку ни жилось плохо, он не имеет права терять Человека в себе, переступать через нравственные нормы, он всё равно остается существом, созданным по образу и подобию Божию, и несет ответственность за свою жизнь, свои поступки. Остается духовным (а не чисто социальным) существом. Или — проще: Божьи законы важнее для человека, чем социальные.

Во второй половине XIX в. была очень популярна социологизаторская теория. Согласно ей, человек — это чистый продукт социума, общества, в котором он живет. Человек не сын Бога (которого вообще нет!), а сын Общества. И раз Общество его «обижает», то он имеет право — любым способом, не исключая самого грубого насилия — бороться за улучшение своего положения, изменяя «нехорошее» Общество. Такие взгляды рассматривались как передовые, революционные. А Достоевский с этим спорил, опровергал эту точку зрения.Следовательно, главным для раскрытия этой темы будет образ Раскольникова. Другие имеют значение только в своем влиянии на главного героя. Вторая по значимости тут, конечно, Сонечка — абсолютный антипод Раскольникова и одновременно (в конце романа) его самый близкий человек.

Итак, мы начали понимать эту тему как литературоведческую, продолжили — как социологическую. Формулировка достаточно широкая, неконкретная — а потому и понять можно по-разному. И такие формулировки тем встречаются нередко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шестнадцать − один =