ЕГЭ Обществознание 2018 Теория по теме «Человек и общество»


Начать, пожалуй, следует с культуры. Вы уверены, что правильно понимаете данное понятие и знаете все аспекты темы? Сейчас проверим!

ЕГЭ Обществознание 2018 Теория по теме «Человек и общество»

Культура – это совокупность внебиологических средств и механизмов деятельности, посредством который человек осваивает окружающий мир и осуществляет регуляцию общественной жизни.

Читайте также: Сводки событий от ополчения.
Новости Новороссии.

Существует множество определений культуры, приведем еще несколько:

совокупность искусственных объектов, созданных человеком в процессе освоения и преобразования природы;

совокупность достижений человечества в социально-экономической, политической и духовной жизни;

уровень, степень развития какой-либо отрасли знания или деятельности (например, культура труда, культура потребления, правовая культура);

характеристика отдельных исторических эпох, этносов или наций;

уровень, степень развития человека как члена общества.

Культура любой исторической эпохи неоднородна, как неоднородно по своему составу создающее ее общество.

В более узком смысле принято говорить о материальной и духовной культуре:

к материальной культуре относится многообразие создаваемых человеком предметов: техника, технологии, материальные ценности и т.д.

к духовной культуре относится то, что было создано в результате духовной деятельности человека: наука, искусство, философия, мораль и т.д.

деление культуры на материальную и духовную условно

Духовная культура – это совокупный духовный опыт человечества, включающий познавательную и духовную деятельность и ее результаты.

Духовная жизнь – это сфера деятельности человека и общества, связанная с производством, охранением, распространением и потреблением духовной культуры.

Духовные ценности – это идеальные представления об истине, справедливости, добре, человечности, красоте и миропорядке в целом.

«вечные» ценности культуры служат ориентиром для человека и человечества;

система духовных ценностей составляет ядро любой культуры любого общества.

Духовный мир – сложная система отношений человека к окружающему миру, внутренних оценок, интересов, склонностей, предпочтений и др.

  • Духовный мир человека связан с духовной жизнью общества, принадлежностью человека к определенным социальным общностям, группам с их субкультурами.
  • Совокупность представлений людей об общественных явлениях и процессах называют общественным сознанием.

Уровни общественного сознания:

ИДЕОЛОГИЯ: система теоретических взглядов, отражающих степень познания обществом (социальной общностью, социальной группой) мира в целом и отдельных его сторон, явлений, процессов, а также основные цели общественного развития;

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ: совокупность чувств, настроений, традиций, побуждений и т.п., характерных для данного общества в целом и для отдельных социальных общностей, групп.

Функции культуры
Познавательная Целостное представление о народе, стране, эпохе.
Оценочная Отбор ценностей, обогащение традиций.
Регулятивная (нормативная) Система норм и требований общества ко всем его членам во всех областях жизни и деятельности.
Информативная Обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.
Коммуникативная Способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности.
Социализация Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремлению к самосовершенствованию.

Субкультура – это часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих определенной социальной группе.

Господствующая культура определяет магистральное направление развития, а субкультуры отражают своеобразие образа жизни, символов и ценностей, мировосприятия, стандартов поведения конкретных социальных групп.

Контркультура – это специфический вид субкультуры, отрицающий ценности доминирующей (преобладающей) культуры.

1. Народная культура – культура, создаваемая народом и отражающая национальный характер.

  • народная культура создается коллективной деятельностью народа;
  • отражает его жизнь, традиции, мировосприятие, ценности, наиболее важные события истории;
  • произведения народной культуры, как правило, анонимны и нередко передаются устно из поколения в поколение;
  • народная культура не сводится только к фольклору (к ней относят и анекдоты, и различные профессиональные субкультуры, субкультуры различных возрастных групп);
  • носит некоммерческий характер;
  • по сложности соответствует общему уровню развития общества;
  • имеет широкую аудиторию;
  • примеры: мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы, прикладное искусство, анекдоты и т.д.

2. Элитарная культура – культура, рассчитанная на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений.

  • коммерческая выгода не является целью элитарного искусства: создатели, прежде всего, стремятся к самовыражению и воплощению своих идей;
  • элитарная культура опережает свое время и может стать источником идей, приемов и образов для массовой культуры;
  • создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами;
  • элитарная культура нередко противопоставляется массовой культуре;
  • круг потребителей – высокообразованная часть общества;
  • примеры: классическая музыка и литература, живопись П. Пикассо, фильмы Тарковского и т.д.

3. Массовая культура – коммерческая форма производства и распространения стандартизированных культурных ценностей, рассчитанная на большую аудиторию.

  • характерные черты: общедоступность, занимательность, серийность, тиражируемость, пассивность восприятия, коммерческий характер.
  • появилась в индустриальном обществе;
  • связана с развитием массового производства, технических средств коммуникации;
  • отражает насущные духовные потребности широких масс;
  • произведения являются стандартизированными объектами массового потребления;
  • оказывает серьезное влияние на формирование общественного и индивидуального сознания;
  • направлена на развлечение и отвлечение человека от повседневных проблем;
  • помогает преодолеть стрессовые ситуации, решать некоторые психологические проблемы современного человека;
  • примеры: телешоу, телесериалы, популярная музыка, женские романы, бестселлеры и т.д.

Некоторые ученые дополнительно выделяют экранную культуру – культуру, формирующуюся на этапе перехода к постиндустриальному обществу и связанную с информационными технологиями и виртуальным миром.

Диалог культур – это взаимодействие, взаимопроникновение различных культурных образований в рамках крупных культурных зон, а также общение, духовное сближение огромных культурных регионов, сформировавших на заре истории человечества неповторимый комплекс специфических черт.

Теперь вы смело можете утверждать, что знаете все, касаемо культуры для сдачи экзамена. Успехов!