ЕГЭ Обществознание 2018 Как писать эссе


Стоит отметить, что часть с открытыми заданиями по обществознанию, как правильно, оценивают весьма строго. Наиболее сложным, как показывает практика, является написание эссе по пяти предложенным темам: успешно справляется лишь каждый шестой выпускник. Остальные ребята теряют ценные баллы. Тем временем, ценность эссе продолжает увеличиваться: тем это 6 первичных баллов, вместо прежних 5. Чтобы этого не допустить, необходимо знать критерии оценивания, избегать распространенных ошибок, четко формулировать свои мысли и грамотно приводить аргументы.

В 2018 году появилось существенное изменение по объему эссе: требуется видеть несколько идей, которые затрагивает автор и более подробно раскрывать два аргумента.

Требования к эссе в демоверсии ЕГЭ 2018

Итак, сами критерии, по которым эксперты будут оценивать Ваше мини-сочинение:

  • 29.1 Раскрытие смысла высказывания — 1 балл;
  • 29.2 Теоретическое содержание мини-сочинения (объяснение ключевого (-ых) понятия (-ий), наличие теоретических положений, рассуждений, выводов) — 2 балла;
  • 29.3 Корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов — 1 балл;
  • 29.4 Качество приводимых фактов и примеров — 2 балла.

Примерная структура эссе выглядит так:

  1. Цитата.
  2. Проблема, поднятая автором; её актуальность.
  3. Смысл высказывания.
  4. Собственная точка зрения.
  5. Аргументация на теоретическом уровне.
  6. Не менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений.
  7. Вывод.

Структура Эссе

При выборе темы обязательно убедитесь в том, что:

  • Вы хорошо разбираетесь в данной теме;
  • Уверенны, что правильно понимаете смысл высказывания;
  • Сможете подобрать обществоведческие термины для подтверждения своего мнения на теоретическом уровне и аргументы для раскрытия темы.

Помимо основных терминов и аргументов, дополнительным достоинством эссе является включение в него

  • краткой информации об авторе высказывания (например, «выдающийся французский философ-просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века», «известный философ-экзистенциалист», «основатель идеалистического направления в философии» и др.);
  • описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;
  • указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;
  • указания на альтернативные варианты решения проблемы.

Основные ошибки и недостатки в работах выпускников

Анализ работ выпускников позволяет выделить некоторые типичные ошибки, которые допускаются на различных этапах написания эссе.

При формулировании проблемы и смысла высказывания автора:

  • С одной стороны, непонимание и неумение вычленить проблему высказывания связано с отсутствием знаний по базовой науке, к которой относится цитата, а с другой стороны, с попыткой подогнать под известные проблемы, рассмотренные на уроках, в ранее написанных, прочитанных, то есть готовых эссе.
  • Неумение сформулировать проблему часто связано с отсутствием развитого словарного и терминологического запаса по базовым обществоведческим наукам.
  • Неумение сформулировать смысл высказывания автора связано с непониманием или неправильным пониманием его содержания, отсутствием необходимых обществоведческих знаний.
  • Подмена проблемы авторской позицией — связано с тем, что учащийся не видит разницы между ними. Проблема — это тема рассуждения автора. Она всегда широкая, предусматривает несколько мнений, позиций, часто абсолютно противоположных друг другу. Сущность или смысл высказывания автора — это его личный ответ на поставленный вопрос, один из нескольких существующих в науке или общественной мысли.

При высказывании и аргументации собственной позиции:

  1. Отсутствие аргументов связано с незнанием или игнорированием учеником требований к эссе по обществознанию, его структуре.
  2. Довод выпускника лишь повторяет высказывание.
  3. Ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение значения рассматриваемого понятия, подмена понятий.
  4. Ошибки в работе с информацией, вызванные неумением проанализировать социальный опыт. Часто примеры, приводимые выпускниками, слабо связаны с рассматриваемым положением (связь либо не прослеживается, либо поверхностна и не отражает существенных моментов).
  5. Некритическое восприятие социальной информации из сообщений СМИ, Интернета. В результате непроверенные факты, несостоятельные или провокационные утверждения и предвзятые оценки нередко используются выпускниками в качестве доказательств в эссе.
  6. Преобладание одностороннего взгляда на социальные явления, неумение выявлять и выстраивать причинно-следственные связи.

Не теряйте баллы, желаем успехов на экзамене!