Историческое сочинение — что пишем, как пишем

Историческое сочинение, которое является 25 заданием ЕГЭ по истории, традиционно считает наиболее сложным заданием. Почему? Критерии весьма объемны, следовательно, раскрывать их придется тоже детально. Но не стоит пугаться – давайте разберемся подробнее.

Историческое сочинение – что пишем, как пишем

В этом задании ученикам предлагается три периода российской истории на выбор. Один из периодов всегда относится к древней истории Руси и Средневековью, второй к Новой истории (с конца 17 века) и последний – к Новейшей истории (20 век). Вам необходимо написать сочинение об одном из этих периодов, строго учитывая его хронологические рамки.

Историческое сочинение ЕГЭ

ЧТО ПИШЕМ?

  • указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории. Таким событием в зависимости от периода может являться: война, битва, революция, проведение какой-либо политики, принятие того или иного закона, образование или развал государства, формирование политического движения и т.п. Диапазон исторических событий очень широк. Главное не ошибиться и выбрать именно те события, которые входят в выбранный вами временной период, иначе они не будут оценены.
  • назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах). При этом авторы ЕГЭ поясняют, что при характеристике личности необходимо указать конкретные действия этой личности (принятие закона, проведение политики, присоединение той или иной территории и т.п.), в значительной степени повлиявшие на ход и/или результат указанных событий (процессов, явлений).

Иными словами, недостаточно просто назвать личность (правителя, государственного, культурного или общественно-политического деятеля) и перечислить его заслуги. Необходимо, показать, как именно эта личность или ее действия повлияли на указанные Вами события и какую роль она сыграла в указанных Вами процессах.

  • указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период. То есть при характеристике события нужно не просто назвать его (например, Октябрьская революция в России), но и указать его причины (например, усталость народа от войны, нерешённость национальных конфликтов, падение авторитета Временного правительства и др.).

Фразы клише для того, чтобы обозначить причинно-следственные связи:

  • Это было обусловлено рядом причин, а именно…
  • К этому привело…
  • На (данное событие) оказало большое влияние…
  • Причинами (события) являются…
  • В результате (данного события) произошли следующие изменение в..
  • Итогом преобразований стало…
  • (Данное событие) явилось началом…
  • используя знания исторических фактов и (или) мнений историков, оцените влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России. В данном случае Вас просят вписать выбранный Вами период в общий исторический контекст т.е. показать, как именно данный период повлиял на последующие.

КАК ПИШЕМ?

  • Выбираете наиболее подходящий период, который знаете лучше всего.
  • Определяете, к чьему периоду правления он относится.
  • Вспоминаете исторические события, произошедшие в это время; выявляете наиболее важные и второстепенные.
  • Вспоминаете исторических личностей, живших в это время, их роль и влияние на события, приведенные Вами выше.
  • Выявляете причинно–следственные связи между двумя событиями.
  • Выявляете причины происходящих в этом периоде событий.
  • Составляете план исторического сочинения, оно должно быть логично разбито на несколько абзацев.
  • Пишете эссе на основе плана и подготовленной информации.
  • Пишете заключение к сочинению, где даем оценку выбранного периода.
  • Проверяем и дорабатываем сочинение.

Несколько рекомендаций при написании сочинения:

  1. Используйте историческую терминологию. Термины, имеющие отношение к данному историческому периоду требуются для получения балла по одному из критериев оценки!
  2. Избегайте фактических ошибок. Если вы не уверены в каких-либо датах или именах исторических личностей, лучше не пишите о них. Так вы избежите потери баллов.
  3. Не забывайте о том, что текст должен быть изложен в виде связного исторического сочинения!
  4. Обязательно проверяйте свое сочинение перед сдачей. Перечитайте готовое сочинение несколько раз, чтобы убедиться, что в нем не нарушена логика повествования.