Паскаль для начинающих основы языка Pascal

ЧАСТЬ I.

1. Основные правила грамматики

1. Текст программы состоит из трех составных частей. Это заголовок, описания, операторы. Заголовок программы содержит имя программы. Для версии ETH необходимо дополнительно указать источник и приемник данных для работы программы — файлы для ввода и вывода информации. По умолчанию файл input связан с клавиатурой компьютера, а файл output — с экраном монитора. В Turbo Pascal заголовок имеет декоративное значение и использовать его не обязательно.

2. Описания — это символьные конструкции для описания свойств объектов программы. Все объекты программы надо обязательно указать в этой части программы. Операторы — это символьные конструкции для описания действий над объектами программы. Операторы должны находиться между словами begin и end. Эти слова считаются скобками.

3. В одной строке текста можно размещать несколько операторов или описаний. Поэтому между операторами надо обязательно ставить символ-разделитель. Для разделения операторов используется символ точка с запятой ( ; ). После последнего оператора разделитель ставить не обязательно.

4. Малые и большие буквы считаются эквивалентными (равнозначными). Имя любого объекта в записи программы может содержать только буквы латинского алфавита, цифры и символ подчеркивания ( _ ). Имя не может начинаться с цифры. Никакие другие типы символов в записи имен не разрешаются.

2. Общее строение программы

ETH Pascal Пример
program имя(ввод,вывод); program echo(input,output);
описания; var n: integer;
BEGIN BEGIN
оператор; write(‘число?’);
оператор; read(n);
оператор write(n)
END. END.
Turbo Pascal-Delphi Пример
program имя; program echo;
модули; uses crt;
описания; var n: integer;
BEGIN BEGIN
оператор; clrscr; read(n);
оператор; write(n);
оператор readkey
END. END.

3. Основные типы переменных

Тип Описатель типа (имя) Значение типа (пример)
Действительный real 16.32
-1.6320000000E+01
Тип Описатель типа (имя) Значение типа (пример)
Целый integer 30000
Длинный целый longint 2000000000
Тип Описатель типа (имя) Значение типа (пример)
Символьный (литерный) char ‘a’
#13
Строковый string ‘задача’
Логический (булевский) boolean false
true
Интервальный M1..M2 100

6. Ввод и вывод

Процедура Пример 1 Пример 2
read(список ввода) program echo1(input,output); program echo2(input,output);
readln(список ввода) var m, n: integer; var m, n: integer;
write(список вывода) BEGIN BEGIN
writeln(список вывода) read(m,n); readln(m,n);
write(‘m=’,m); writeln(‘m=’,m);
write(‘n=’,n) writeln(‘n=’,n)
END. END.
Число (n) Тип Формат вывода Результат вывода
16 integer write(n) 16
16 integer write(n:2) 16
16 integer write(n:5)     16
16.32 real write(n); 1.6320000000E+01
16.32 real write(n:12) 1.63200E+01
16.32 real write(n:5:2) 16.32
16.32 real write(n:10:4)     16.3200

8. Арифметические средства языка

Арифметическая операция Описание операции Пример
+ Сложение
Вычитание
* Умножение
/ Деление 5.0/2.0 = 2.5
div Целочисленное деление (деление без остатка) 5 div 2 = 2
mod Остаток от деления 5 mod 2 = 1
shl Двоичный сдвиг влево 5 shl 1 = 10
shr Двоичный сдвиг вправо 5 shr 1 = 2
Функция Результат функции Пример
abs(x) Модуль числа (абсолютное значение) abs(-2) = 2
sqr(x) Квадрат числа sqr(2) = 4
sqrt(x) Квадратный корень числа sqrt(4) = 2.0
pi Число пи ~ 3.14…
Функция Результат функции Пример
sin(x) Синус числа sin(pi) = 0
cos(x) Косинус числа cos(0) ~ 1.0
ln(x) Логарифм натуральный ln(1) = 0
exp(x) Экспонента (число e в степени x) exp(1) ~ 2.72
Функция Результат функции Пример
int(x) Целая часть числа int(3.6) = 3.0
trunc(x) Целое число без округления trunc(3.6) = 3
round(x) Целое число с округлением round(3.6) = 4

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать − 16 =